Перцептивная сторона общения
1. Понятие социальной перцепции
2. Механизмы межличностного восприятия
3. Эффекты межличностного восприятия
1. Понятие социальной перцепции
Социальная перцепция – восприятие и понимание одним человеком другого.
Социальная перцепция представляет собой сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию на этой основе: поступков и поведения..
В социальном восприятии человека в целом всегда присутствуют оценка других людей и отношение к ним в эмоциональном и поведенческом планах.
Основные функции социальной перцепции:
- познание себя,
- познание партнера по общению,
- организация совместной деятельности на основе взаимопонимания,
- установление эмоциональных отношений.
При изучении процессов межличностного восприятия выделяют два главных аспекта:
- психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия,
- механизмы и эффекты межличностного отражения.

2. Механизмы межличностного восприятия
К механизмам познания и понимания относятся идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия.
Идентификация - способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состояния строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению (уподобление себя другому).
.Эмпатия – эмоциональное вчувствование и ли сопереживание другому.
Аттракция – особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.
Социальная рефлексия – механизм самопознания в процессе общения; способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению (знание того, как другой знает меня).

3. Эффекты межличностного восприятия
Эффект первичности и новизны - подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
Эффект первого впечатления о другом человеке: превосходство партнера по общению, привлекательность и отношение к наблюдателю,
Эффект положительного или отрицательного ореола (приписывание несуществующих черт человеку в зависимости от полученной информации.
Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику своих достоинств или недостатков.
Эффект стереотипизации Обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека, - стереотипов. Стереотип – чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение. И влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д.
Эффект социальной установки – предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным оьразом и действовать тем или иным способом.